?

Log in

entries friends calendar profile Next Next
CAFE-FILO
философское кафе в томске
3 декабря: “конверсия как духовное упражнение”
по мотивам книги Пьера Адо текст статьи для обдумывания -
http://www.cafe-filo.narod.ru/converse.rtf
10 декабря: “Смысл коммунизма в антропологии раннего Маркса” тему представляет Михаил. предварительно можно прочесть -
http://www.mikstr.narod.ru/kommunizm/lek21.htm
1 комментарий or Оставить комментарий
19 ноября "Бытие утраченных смыслов" - тему представляет Александр Полищук - зрелищный центр "Аэлита" с 15 часов.
26 ноября "Современность как новое язычество" - тему представляет Иван Новиков - зрелищный центр "Аэлита" с 15 часов.
http://cafe-filo.narod.ru/08.htm
4 комментария or Оставить комментарий
"Кофейник стоит на столе..." - феномен ускользающей идентичности.
встреча 11 ноября в кафе "Кукушка" с 15 часов
текст для медитаций по адресу
http://www.mikstr.narod.ru/iden.htm
Оставить комментарий
4 ноября с 15 часов в кафе "Кукушка" в университетской роще ТГУ
на повестке обсуждение книги Эстес "Бегущая с волками" и статьи Рози Брайдотти "сексуальное различие как номадический и политический проект".
все о чем не договорили феминистки 70-80 х. вновь в поле актуальности.
все подробности на www.cafe-filo.narod.ru/05.htm
Оставить комментарий
Университетская Роща кафе "Кукушка", 15 часов

Флипп Делерм - пятидесятилетний французский литератор, вот уже много лет живущий в провинциальном Бомон ле Роже. о своем писательском кредо он говорит следующее: "это записки человека, который, во первых, влюблен в свое детство и в память о нем, а во вторых, ловит счастливые моменты настоящего и наслаждается им". несмотря на такую внешнюю непритязательность, книги Делерма вот уже несколько лет расходятся стотысячными тиражами, обещая каждому глоток интимности и простоты.
На русском языке вышли три книги Делерма: сборник "Первый глоток пива и прочие мелкие радости жизни",[www.cafe-filo.narod.ru/04_delerm.zip] романы "Пьющий время" и "Счастье...".

... и распробовал свет, заключенный в тесной картонной трубке. теневой театр тайны, голые кулисы игры света, темные зеркальные стенки. именно там, в двусмысленной жестокости умноженных картинок, и готовится чудо. на обоих концах трубки ничего особенного нет ... едва уловимо поворачиваешь картонную трубку и оказываешься еще дальше, в других краях, жаркая и холодная страна, оставшаяся позади, уже распадается с легким мучительным шорохом. какое нам дело до того, что нами покинуто. несколько осколков цветного стекла снова выстраиваются и создают для вас новую страну, ту, о которой вы мечтали.
[из романа "Пьющий время" пер. с французского Александры Васильковой]
Оставить комментарий
встреча в кафе "Кукушка" в 14 часов.

подробности:
книга Mille Plateaux известных французский философов конца 20 го века Жиля Делеза и Феликса Гваттари представляет собой второй том их фундаментального исследования современного общества и человеческой идентичности "Капитализм и шизофрения". Именно из этой книги в философских обиход современности вошли такие замечательные философемы как "машины желания" "ризома" "тело без органов" "шизоанализ" и ряд других. Новаторская как по своей проблематике и подходу так и по форме книга вторая "Тысяча плато" (1980) наиболее сложна как для перевода так и для понимания, она предполагает переосмысление многих казавшихся доселе незыблемыми философских положений, повороты на уже проторенных тропках столь же неожиданны, сколь и продуктивны. Смысл написанного еще и в том, чтобы разогнать философское мышление до едва ощутимых пределов, где оно достигает светового барьера и начинает источать призраки.
1 комментарий or Оставить комментарий
следующее cafe-filo намечено на 14 октября в кафе "Библиотека" что в подвале Дома Ученых с 14 часов.
тема обсуждения "Мераб Мамардашвили: Жизнь шпиона".
2 комментария or Оставить комментарий
7 октября 2006 г. «Философское кафе в Томске или есть ли жизнь на Марсе». Аэлита. 14 часов

Получается из практики и тактики, что философское кафе это виртуальный орган - что-то вроде коллективного мозга. Как обычные кафе предлагают на пользование усовершенствованный и выверенный по опциям пищеварительный тракт так и на философских кафе зачастую предлагается игра по уже устоявшимся правилам. Идея философского кафе ведет нас далеко вспять истории и образует нечто типа традиции коллективного философствования начиная с античных симпосиев вплоть до пирушек в кафе поэтов в Париже 20-х годов. Вся эта традиция творческого времяпровождения сопряженная с мягким интерьером кухни, уводящая от быта строгих университетских аудиторий так сказать к самой жизни. В новейшей традиции cafe-filo которую современные исследователи начинают с Марка Соте и с его «Кафе маяков» на площади Бастилии в Париже, включает последовательность шагов: 1. выступление модератора в котором он представляет всем участникам тему и докладчика. 2. установочное сообщение около (15-20 минут) - речь автора, предлагающего на суд публики ряд тезисов, желательно связанных между собой. 3. возможность по ходу изложения задавать вопросы докладчику приветствуется, но не до излишней назойливости. Корректно и кратко. В идеале – это вопросы уточняющего характера, не содержащие скрытых утверждений, полемики или угроз авторской концепции.. 4. коллективное обсуждение представленных положений то и дело направляемое модератором по качеству и количеству. 5. резюме сказанному данное модератором или кем-то из участников. Как мы можем увидеть из этого обзора – правил не так много и они не так уж строги. Скорее они даже напротив постоянно квалифицируются по месту и манере применения. Все эти регулятивы сходно как и основные установления демократии выработаны в процессе работы и исходят из традиции конкретных проблем, возникающих обычно в ходе подобных обсуждений. Основную группу проблем можно свести к выработке труда высказываясь свободно и кратко, корректно и последовательно. Исходя из задачи всячески избегать подобных затруднений, конкретная практика ведения обсуждений обрастает постепенно рядом негласных или полулегальных правил, скорее я бы даже назвал их трапами – путями достижения гармоничного и продуктивного обсуждения. На сей случай не существует конкретных инструкций это скорее зависит от индивидуальных умений участников обсуждений, более или менее стабильно их посещающих. Так что здесь поровну сосуществуют люди и правила. Далее. Один из основателей первого философского кафе в России – Анатолий Власов – так определяет его задачи (повинуясь духу парижских философских кафе) – «Прийти от рефлексов к рефлексии, от мнений – к идее». Я бы еще хотел вспомнить Спинозу, который так определял задачу философии: «не плакать не смеяться, но понимать». То есть в процессе обсуждений мы оттачиваем как свои индивидуальные навыки самопрезентации так и развиваем, культивируем и углубляем свои идеи, добиваясь их последовательности, обоснованности и понятности. Здесь очень важно сформировать правильную дистанцию с другими и со своими мыслями. Следить и внимать их поведению как бы со стороны, а это уже очень важный философский навык созерцания. Еще одно важное добавление. Часто или почти всегда философское поле воспринимается не как то, что имеет отношение к каждому и затрагивает саму сердцевину нашей жизни, а напротив воспринимается как вотчина исключительно для профессиональных философов и как пространство трудно произносимых и еще труднее понимаемых слов. В этом аспекте у философского кафе есть одно неоспоримое преимущество – это возможность разгерметизации этого замкнутого резервуара «профессиональной философской науки» и возможность действовать параллельно или в обход него. Тем более что пространная традиция мысли убеждает нас в том, что философия, если привести здесь современное выражение - это программа с открытым кодом и не нуждается для своего существования в особой касте жрецов или блюстителей чистоты. С другой стороны сам статус профессионализма и профессионала в философии – отдельная многомерная и достаточно сложная тема. Можно сделать ее предметом одного из заседаний (например с приглашением в качестве докладчика декана философского факультета или кого-нибудь из факультетских профессоров). Что еще? В некотором вполне впрочем отчетливом смысле – жанр коллективного обсуждения это еще и соревнование, состязание – «агон» как любили говорить греки и об этом стоит сказать отдельно. Спор, полемика… На самом деле на сей счет есть два противоположных мнения: одно гласит «в споре рождается истина»; другое говорит, что истина рождается только в индивидуальных поисках. Как не трудно заметит уже ближайше, эти мнения хотя и противоположны, но не совсем исключают друг друга. Безусловно, зарождение идеи (вещь тайная и не здесь подвергать ее разбору) немыслимо без индивидуального сосредоточения и персональной духовной работы, порой жестко исключающей общение с людьми (аскетический момент); однако именно в споре и дискуссии идея проверяется на жизнеспособность и обогащается материалом. Без вынесения на свет публичности (какой бы узкой она не была) истина гибнет взаперти индивидуального ума. Надо проветривать свои идеи. Стало быть постановим для нас очевидное - в спорах истина крепнет. Помимо этого само общение по поводу свежей идеи с интересными собеседниками есть одно из самых светлых творческих переживаний и само по себе составляет огромное удовольствие – так зачем же лишать себя этого удовольствия? Все эти размышления, при всей их простоте по понятности для каждого, крайне важны. Ибо они образуют своего рада идеологическое облако, овевающее практику философских кафе. Можно наверняка сказать, что у философских кафе и нет определенной идеологии, но есть ценностные предпочтения, которые, не смотря на свою гибкость и ненавязчивость, проверены временем и достаточно устойчивы. И последнее. Не смотря на вышеописанную и уже закрепившуюся практику, вся жизни этого жанра интеллектуального проведения исходит из присоединения к новым смыслам и к новым практикам. В этом ключе очень важно постепенное привлечение новых форм философского обсуждения в нашем кафе. (публичный диспут, интеллектуальный бойцовский клуб и прочее, но об этом уже в пути, по ходу дальнейшего).
1 комментарий or Оставить комментарий
По субботам С 14 Аэлита работает как философское кафе для всех желающих.
Это продолжение традиций европейских философских кафе: общение и свободные дискуссии по предложенным темам.

продолжение традиций европейских философских кафе: свободные дискуссии по предложенным темам, общение, приятная компания и интересная музыка, дружелюбный интерьер, хороший кофе, напитки.

Целевой группой также является креативная молодежь. Цель – научить творчески мыслить, проблематизировать, обозревать расширенным сознанием, избирать собственный способ действия в современной культуре.

К философскому кафе, интересному своей свободой входа и выхода, неконтролируемого перемещения, для которого не требуется никаких дипломов, никаких условий – полная безвозмездность, формула без обязательств и санкций. В первый час читается лекция с критическими и альтернативными тезисами, во второй час происходит коллективное изучение представленных положений.
14 комментариев or Оставить комментарий